17.06.2019

Как правильно поговорить с ребенком

Часто бывает: родители говорят полезные вещи, объясняют всё подробно и неоднократно, а ребёнок слушает, но не слышит. Почему так? Может, потому, что взрослые слишком увлекаются «кнутом и пряником» по типу «Иди, учи уроки, а то компьютер заберу»? Или слишком часто твердят одно и то же? Давайте попробуем вместе разобраться в этой сложной дискуссионной теме — «как правильно говорить с ребёнком».

Родители много рассуждают о методах мотивации, изобретают сложные схемы включения ребёнка в работу, но не используют простейшее решение — просто поговорить. Обычным человеческим языком. Без всяких пупсиков. Ведь на самом деле дети могут понять многое и даже больше. Если мы говорим, что после чтения дадут компьютер — значит, читать «просто так» никто не будет. Если мы говорим, что за пятёрки будет игрушка, значит, папа готов раскошелиться, лишь бы я нравился тёте с указкой. Но эта манипулятивная система скорее вредит ребёнку, развивая в нём (как минимум) неискренность. Что же делать?

РАЗГОВАРИВАЙТЕ С ДЕТЬМИ ТАК, КАК ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ГОВОРИЛИ С ВАМИ

Да, вот такой простой совет. Даже небольшие усилия в этом направлении окупятся с лихвой. Попытайтесь заменить привычные фразы в общении с ребёнком на более конструктивные: 

- НЕТ «Я уже три раза повторила, сейчас же сделай это!» 
- ДА «Ты хочешь сделать это сам или хотел бы, чтобы я помогла тебе?» 

Многие дети очень обрадуются, если увидят, что им предоставляется право выбора. Дайте им свободу там, где это возможно, — это станет для них мощным стимулом для развития.

- НЕТ «Прекрати ныть!»
- ДА «Остановись, подыши… а теперь скажи мне, что ты хочешь» 

Лучше не читать нотаций, а использовать собственный пример: присядьте рядом и спокойно подышите вместе до тех пор, пока ребенок не успокоится и не будет готов к диалогу.

- НЕТ «Как тебе не стыдно!» / «Надо было больше стараться»
- ДА «Чему ты мог бы научиться на этой ошибке?» 

Когда вы фокусируетесь на желательном поведении ребенка в будущем, а не стыдите его за прошлые поступки, это даёт гораздо лучшие результаты. 

- НЕТ «Немедленно идём домой!» 
- ДА «Ты пойдешь домой сейчас, или тебе нужно ещё десять минут?»

Детям нравится самим отвечать за свою судьбу. Это требует от родителей доверия и уважения и работает совершенно чудесным образом.

- НЕТ «Не реви» / «Что ты как маленький!»
- ДА «Плакать — это нормально». Это нормально, что тебе грустно в такой ситуации. Если я тебе понадоблюсь — я рядом

Дети просто расцветают, если мы демонстрируем понимание их чувств и не призываем «переключиться на что-нибудь позитивное или пойти проветриться». Научите ребенка тому, что он способен сам прожить свои чувства, поддержите его в этом, и тогда он выйдет из состояния печали намного быстрее, укрепив чувство самоценности и самоуважения.

Почему дети нас не слышат
Нашим сегодняшним детям выпало расти в мире, от разнообразия и избытка информации в котором порой хочется просто сбежать. Информационный шум так силён, что слова родителей ребёнок в нем не различает — особенно если каждый день ему твердят что-то одинаковое и скучное.
Что же делать? Для начала всё очень просто — нужно замолчать. Сообщить ребенку или подростку: «я устал(а) повторять, ты меня всё равно не слышишь, я беру тайм-аут». И посмотрите: что прорастёт на пространстве тишины? Что-то прорастет обязательно, потому что вы семья, родные, небезразличные друг другу люди, зависимые (материально и психологически) друг от друга.

О покупке игрушек и бесконечном «хочу».
Говоря начистоту, мы чаще всего можем купить недорогую игрушку на кассе — просто не хотим её покупать. Мы идём и через полчаса спокойно берём себе кофе в кофейне за ту же сумму. Вместо того чтобы сетовать на нехватку финансов и создавать у ребенка искусственное ощущение дефицита, обозначьте ему лимит суммы, которую вы готовы тратить на игрушки, а затем подскажите альтернативные способы её получить (в подарок на день рождения, заработать деньги самому и т. п.).

Часто нам нужно сделать что-то с самими собой. Замедлиться и дать малышу время завязать шнурки на ботинках самостоятельно или подождать, пока он найдет и нажмет в лифте нужную кнопку. Великий урок, который мы получаем от детей, — искусство жить здесь и сейчас. Иногда стоит закрыть глаза на плохо заправленную постель или ботинок не на той ноге. Смысл этого — позволить ребенку попробовать, потерпеть неудачу, попробовать снова и укрепить чувство «я могу» — это избавит его от необходимости во всем зависеть от нас. 

Как научить ребёнка слышать с первого раза 
1. Прежде всего убедитесь, что вас внимательно слушают Бывает, что ребенок поглощен игрой или творчеством и действительно не слышит. «Включите» его: установите зрительный контакт, можно тронуть, легонько повернуть к себе. Если меня увидели, то вероятность, что меня услышат, существенно возрастает. Ещё очень важно обращаться по имени.
2. Убедитесь, что ребенок вас действительно услышал Слушал и услышал — не одно и то же. Лучше переспросить.
— Арсений, заканчивай игру, через пять минут ужин. 
— Угу. 
— Что значит «угу»? 
— Я понял, через пять минут ужин, я заканчиваю игру. 
3. Договоритесь о последствиях
Чтобы научить слышать с первого раза, нужно говорить один раз. И преду-преждать о последствиях: «Я не буду накрывать на стол дважды. Тот, кто во-время не придет к столу, останется голодным. Тот, кто не услышал, что надо убрать игрушки, вечером будет сидеть без игрушек». Не применяйте третий пункт без первых двух. Это негуманно. И ещё несколько советов по теме. Учите детей личным примером. То есть: надо обязательно слышать своего ребенка с первого раза. Требования, предъявляемые к ребенку, должны быть сопоставимы с его возрастом. Последствия должны быть именно последствиями, а не шантажом. «Если ты не придешь за стол, то останешься голодным» — это естественные последствия. А вот «Если ты не придешь за стол, я вылью тебе суп на голо-ву» — шантаж.

И напоследок
Дети — имитаторы. Если вы хотите знать об их жизни, рассказывайте о своей. Развернуто, свободно и интересно. Учитывая, естественно, возраст ребенка. Что вы ели, кого встретили, чего вы боитесь, что вам кажется красивым, а что отвратительным, как вы относились к этому 20 лет назад и как относитесь сейчас, о чем вы подумали и что почувствовали, когда…  Делайте это регулярно, каждый день, и не ждите от детей никакого ответа. И увидите, что получится.